Интонация — наше все
May. 3rd, 2012 02:27 pmО принципе Тāратамйа мы уже неоднократно говорили и уверяю вас еще будем говорить часто и много, но сегодня, в преддверии ответа на тему „а сколько же богов в Индуизме и является ли Щива Богом богов“ хотелось бы затронуть другой важный принцип — Саманвайа.
Кажущиеся противоречия в Ведах, да и не редко в других источниках, сходят на нет, когда раскрывается суть тандема Сватантра — Паратантра (самозависимый и все остальное зависимое от него всегда и во всем), а раскрывает эту суть как раз принцип Саманвайа.
Саманвайа это нахождение смысла в каждом слове, который делает это слово именем Парабрахмана. Имена, слова, звуки и пр. — имеются ли ввиду только Веды или есть какие-то еще звуки и слова, к которым также можно применить принцип саманвайа, и что главное, увидеть и понять, что они также имена Парабрахмана?
Обычно говоря о саманвайе, подразумеваются звуки Вед, слова, которые есть в Ведах. Но, саманвайа не ограничивается только лишь этим. Речь идет о всех звуках, о всех словах любых языков и нечеловеческих в том числе. Аитарейа-щрути 2.2.2 говорит: सर्वे वेदाः सर्वे घोषाः\все Веды и все звуки мира говорят о Нем и все это Его имена.
Например, звуки, которые издают ящерицы. Каков смысл их верещания, спрашивает Мадхва? Их язык нам незнаком. Мы его не знаем. Но, если мы попробуем воспроизвести эти звуки, то сможем почувствовать их смысл: „Как это удивительно! Диво то какое!“. Примерно такое значение мы можем почувствовать, цокая языком. Значение верещания, цокания ящериц — „как удивителен Господь!“. Этот звук является доказательством величия Бога.
Что означают слова „агним-ӣл̣е“, с которых начинается Р̣гведа? В них присутствует сварита\восходяще-нисходящий тон, когда звук сначала поднимается, затем опускается вниз. Не просто слова, но и определенная интонация имеет значение. Что означает звук, который поднимается вверх, а затем опускается? Это значит, что каких бы высот мы ни достигли, какого бы совершенства мы ни достигли, перед Богом мы всегда склоняемся. Мы всегда внизу по отношению к Богу.
Это не значение слов, это значение интонации. Значение интонационного элемента. В первых четырех слогах Р̣гведа мы находим все четыре вида звука. Первый это низкий звук — анудāтта. Затем удāтта — высокий. Потом идет сварит, когда звук опускается сверху вниз. И наконец прачай. В слове „агни“ звук „а“ это анудāтта; „и“ — удāтта. Первый слог „ага“ означает „неподвижный“. Эта неподвижность, инертность подтверждается анудāттой. Мир не в состоянии двигаться независимо, сам по себе. У мира нет собственного независимого движения. Поэтому здесь ударение подчеркивает невозможность движения. А „га“ с этим ударением указывает на полную неспособность, полную невозможность самостоятельного движения, никакого потенциала к самостоятельному движению. Но Он — „ни“, Он заставляет мир двигаться. Он приводит мир в движение. И Он — удāтта. Он подчеркивается высоким ударением. Он высь. Поскольку Он находится надо всем. Выше всех, поэтому у Него есть способность приводить инертное в движение. Поэтому Он зовется Агни. Так называется это Высшее Начало.
Мы же — „ӣл̣е“ и оно означает „я восхваляю Его“, „я сосредотачиваюсь на Нем“. Но сварита, опускающийся сверху вниз в этом слове, означает, что хотя я и прославляю Его, при этом я никогда не стану таким. Я никогда не стану Богом. Я всегда буду ниже, чем Он. Некоторые считают, что существует возможность стать Богом или быть с Ним на равных. Нет, и прачай выражает вечное неизменное положение или состояние. Бог вверху, а я внизу. И это положение вечно. Ни при каких условиях не будет изменено.
В этих четырех слогах излагается вся суть Вед, вся философия бытия, вся реальность. А низкое ударение подтверждает бездвижность, неспособность к самостоятельному действию всего мироздания. „Ни“ — это удāтта, верхнее ударение. Оно говорит, что Он всевышний. Он выше всего и Ему подвластно все. Все управляемо Им. Сварита „ӣ“ нисходящий, означает, что мы не такие, как Он — я всегда зависим от Него. А „л̣е“ это йатха стхити — вечное положение. И ко всем словам Вед подобного рода объяснения интонаций (не просто слов) применимы. Это очень интересно еще и потому, что все это также действует и на уровне физиологии. Движение воздуха, движение речи и пр. — все это указывает на суть мироздания, выраженную в Ведах.
Мало кто в наше время из так называемых знатоков ведических писаний, пан̣д̣итов, понимает и может проследить значения и важность интонаций. Они обычно говорят, что у интонаций нет значений, таков обычай, так было принято произносить. Они не знают значений, но значение есть!
Для того, чтобы у слова был смысл, необходимо применить к слову определенную интонацию. Без интонации слово не будет нести для нас достаточного смысла. На письме мы используем знаки препинания. Для чего? Для того, чтобы показать интонацию, с которой эти слова произносятся. Без интонации в словах недостаточно смысла. Мы говорим: „как это удивительно“. Говоря мы не произносим: „а на конце я ставлю восклицательный знак“. Мы понимаем, что он там, по интонации, с которой произносим эти слова. Интонация, с которой мы озвучиваем эти слова, играет решающую роль. Сам звук, интонация являются восклицанием. Здесь не нужны знаки. В книгах используются знаки препинания потому, что в них нет звука.